Страничка конструктора (10.07.2011)
![]() |
Чертеж сборки простенькой вертушки на основе 3-х фазного эл.мотора от нерабочего БУ компьютерного винчестера (HDD). Не забудьте приделать на дно 3 ножки, чтоб не ложить вертушку плашмя на стол и не прижимать провода питания к ободу - это возможный путь утечки мю-тока обратно, а для крепления на ДВС выведите два болта или прикрепите два угольника, третьей точкой крепления к ДВС будет алюминиевая шина для мю-тока, желательно сделать крепление (зажим) для проводов питания. |
| Далее схема контроллера (из постоянного тока делает 3-х фазный переменный ток с регулируемой частотой - при старте мотора 3-5 герц, потом автоматический разгон до максимума с частотой до 15-20 кгц) | Предпочтительней LB11880, т.к. рабочее напряжение 13.8в - близко к напряжениям в сети автомобиля (при работающем двигателе обычно 13.5-14.5в), чем TDA5140A, у которого рабочее напряжение 16в. |
![]() |
схема контроллера на микросхеме LB11880. При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in |
![]() |
схема контроллера на более простой микросхеме TDA5140A
(можно более мощные TDA5141, TDA5144 или TDA5145 - у них выходной ток раза в 2 больше). При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in |
![]() |
схема контроллера на микросхеме LB11880. При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in |
![]() |
схема контроллера на более простой микросхеме TDA5140A (но рабочее напряжение 16в, которое на авто не будет достигаться, ведь максимум в авто бывает 13.5-14.5в). При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in |
|
|
При использовании регулируемых стабилизаторов типа 1085, 1084, 1083 и других подобных будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805 и 7812: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in |
| № | Сумма | Способ | Город | Страна |
| 28 | 4962.50 руб | Maestro | Красноярск | Россия |
| 29 | $40 USD | PayPal | Санкт-Петербург | Россия |
| 30 | €95.75 EUR | PayPal | Schorndorf | Germany |
| 31 | 4000 руб | Maestro | Москва | Россия |
| 32 | 3119.18 руб | СберБанк | Санкт-Петербург | Россия |
| 33 | $87.14 USD | PayPal | New Zealand | |
| 34 | 4050 руб | Maestro | Краснодарский Край | Россия |
| 35 | 313.50 руб | Яндекс.Деньги | Киев | Украина |
| 36 | $50 USD | PayPal | Харьков | Украина |
|
|
|
|
|
|
ни в Запорожье, ни в Одессе дело до опытов с магнитом не дошло. Здесь в Набережных Челнах тоже вряд ли удастся собрать такую вертушку и испытать. Возможно, кто-то раньше меня испробует!
Суть задумки: вращать диски в однородном магнитном поле постоянного магнита (с обеих сторон), где потоки мюшек многократно выше, что даст возможность дискам выхватывать мюшки прямо из магнитного поля и центробежной силой выбрасывать их на обод для сбора мюшек. Предварительные пробы подтвердили идею. Но... помните, что движение диска в неоднородном поле вызовет токи Фуко, которые будут мешать вращению, тормозить и разогревать диски! Поэтому ювелирно фиксируйте магнит (он не вращается). Диаметр отверстия в центре магнита не менее 26мм, внешний диаметр магнита не более 94мм, если использовать диски 25мм х 95мм и моторы стандартных компьютерных винчестеров (диаметр втулки 25мм), толщина магнита не так важна, но лучше потоньше, иначе всё не уместится на втулке мотора по высоте и придется ставить диски только с одной стороны магнита (лучше сверху, чтоб не влиять на магнитные полюса в роторе мотора), что для эксперимента тоже неплохо.
Поправка к рисункам: чтоб зафиксировать диски прижимной шайбой сверху втулки, придётся заполнять втулку мотора по высоте, набирая уплотнительные кольца, которые бывают разной толщины (от 1.8мм до 5.5мм) и разного внешнего диаметра (от 29.2мм до 34.3мм), поэтому внутренний диаметр отверстия магнита надо подбирать чуть больше диаметра используемых колец, хотя бы на 1мм, чтоб вращающаяся втулка с уплотнительными кольцами не задевала неподвижный магнит, а взяв магнит с внутренним диаметром 35мм, вы сможете использовать все виды колец.
Она на моторе SCSI-15k, два остро заточенных диска по 0.8мм диаметром 95мм, между ними зажато примерно десятка два кругов алюминиевой фольги, через изоляторную бумагу и полиэтилен - всё из большого электролитического конденсатора (круги заготовил еще год назад, они вертелись в вертушке SCSI-15k на асфальтовом заводе в Одессе, пока выброс каменной пыли не заклинил мотор). Сверху над такой стопкой Северным полюсом к поверхности дисков с зазором 1.1мм расположил ферритовый магнит от динамика (D80.1 х d40.4 х h15.0). Магнит промагничен очень неравномерно, есть кучности, как бы отдельные полюса, поэтому возникают токи Фуко, мешающие сильно раскрутить диски, к тому же идет нагрев дисков и мотора. При 12.2в ток 1.8А (потом медленно падает на 1.7А), обороты 15950. При 15.16в ток 2.2А, обороты 18870 в мин. Шум гораздо ниже, чем от первой вертушки. Таким образом, есть две готовые вертушки для установки на объект с открытым горением жидкого топлива, нет только самих объектов ...
|
|