Страничка конструктора (10.07.2011)

принципиальный чертёж сборки Чертеж сборки простенькой вертушки на основе 3-х фазного эл.мотора от нерабочего БУ компьютерного винчестера (HDD).
Не забудьте приделать на дно 3 ножки, чтоб не ложить вертушку плашмя на стол и не прижимать провода питания к ободу - это возможный путь утечки мю-тока обратно, а для крепления на ДВС выведите два болта или прикрепите два угольника, третьей точкой крепления к ДВС будет алюминиевая шина для мю-тока, желательно сделать крепление (зажим) для проводов питания.
Далее схема контроллера (из постоянного тока делает 3-х фазный переменный ток с регулируемой частотой - при старте мотора 3-5 герц, потом автоматический разгон до максимума с частотой до 15-20 кгц) Предпочтительней LB11880, т.к. рабочее напряжение 13.8в - близко к напряжениям в сети автомобиля (при работающем двигателе обычно 13.5-14.5в), чем TDA5140A, у которого рабочее напряжение 16в.
схема схема контроллера на микросхеме LB11880.
При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in
схема схема контроллера на более простой микросхеме TDA5140A (можно более мощные TDA5141, TDA5144 или TDA5145 - у них выходной ток раза в 2 больше).
При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in

Для автомобилей с 12в, чтоб не терять напряжение на диоде защиты от случайной переполюсовки питания, вместо последовательного соединения диода - параллельное:

схема для авто схема контроллера на микросхеме LB11880.
При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in
схема для авто схема контроллера на более простой микросхеме TDA5140A (но рабочее напряжение 16в, которое на авто не будет достигаться, ведь максимум в авто бывает 13.5-14.5в).
При использовании регулируемого стабилизатора 1085 будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805: левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in
Найти детали и спаять можно за 1 день.
Старайтесь сперва найти микросхему LB11880 (раза в 2 дешевле стоит и предпочтительней в работе, как жарким летом так и зимой в морозы -30°!)

(вставка от 13/03/2013: советую почитать форум http://moydom.1bbs.info/index.php
на странице http://moydom.1bbs.info/viewtopic.php?t=6 один участник утверждает, что в моих схемах LB11880 ножки 9-15 не надо объединять и заземлять /мол у него не работала пока не отцепил от земли и не разъединил ножки - возможно, в данном случае причина была иная, т.к. у всех работает, никто не жаловался/, и что номиналы конденсаторов C10, C17 надо брать с DataSheet. Упоминается ссылка http://electronics-and-mechanics.azm.su/page1.html - там чуть иная схема для LB11880. Похоже, что состояние ножек 9-15 для нашего применения не играет никакой роли - LB11880 работает и так, и сяк.)


Если нет LB11880, то берите TDA5140A - но она более капризная (не все моторы стартует, а некоторые только при напряжениях 5-8в, после раскрутки можно поднимать до рабочего напряжения, максимум 16в.
При токах до 0.4А достаточно использовать небольшой радиатор на основную микросхему (и на стабилизатор напряжения 1085 тоже).
Для прожорливых моторов (особенно SCSI) с токами выше 0.45А нужен мощный радиатор, при токах 0.8-0.9А не помешает и маленький кулер.
Моторы от простых винчестеров могут стартовать 3-4 диска, некоторые 6-8, а от SCSI-винчестеров (их используют на серверных компьютерах) могут 5-12 дисков. Они более мощные.
Обороты тоже выше: старые SCSI-модели сделаны на 10тыс.об/мин, а современные 15тыс, тогда как обычные винчестеры 5400 (старые модели) и 7200 современные. Указаны обороты при работе в составе компьютера.
Но от ваших контроллеров максимальные обороты будут выше:
5400 → 9000, ожидаемая экономия топлива 15%
7200 → 11000, ожидаемая экономия топлива 20%
10000 → 14500 (SCSI), ожидаемая экономия топлива 25%
15000 → 21000 (SCSI), ожидаемая экономия топлива 30%
(это минимум, для чугунных ДВС с алюминиевой/дюралевой Головкой Блока Цилиндров, а реальная экономия гораздо выше + существенная прибавка мощности и др. приятные результаты).
Например, в Газели, экономия выше ожидаемых раза в два, т.к. ДВС весь алюминиевый, (Блок Цилиндров из силумина, головка на Блоке Цилиндров и Входной Коллектор - из дюраля).
На все моторы можно подавать не только 12-16в, а намного выше, например 24в, но тогда лучше использовать готовые авиамодельные контроллеры до 17в (2-4 LiPo), до 21в (2-5 LiPo), до 25в (2-6 LiPo), до 29в (2-7 LiPo) или до 33в (4-8 LiPo) на токи 60А-100А ($18-$22), и серво-драйверы ($6) к ним.
SCSI при 24в дают:
10000 → 26400, ток 2.6А
15000 → 30000, ток 2.8А
При проблемах со стартом некоторых моторов - надо перепрограммированием подобрать временнЫе параметры контроллера. Помогает.
Контроллеры на меньшие токи, например 40А, никак не могут стартовать HDD-моторы хотя бы с 1-им диском (без толчка рукой), только редкие моторы с 1-им диском всё-таки с трудом стартуют сами. Подбор параметров контроллера программированием - для моих двух разных авиамодельных 40А-ных контроллеров не помог!
Поэтому, не покупайте контроллеры на 40А и меньше, а выбирайте помощнее.
Имейте ввиду, что авиамодельные контроллеры рассчитаны на 3-х контактные моторы (соединение катушек треугольником, Delta), конечно много компьютерных 3-х контактных HDD-моторов, но чаще они 4-х контактные (соединение звездой, Star), поэтому при применении к ним авиамодельных контроллеров, приходится игнорировать центральный контакт, что ухудшает характеристики старта и работы, но они тоже хорошо работают.

При отсутствии эффектов от вашей вертушки, не паникуйте - ищите причину.
Типичной причиной является замыкание мю-тока с мю-съёмного обода (кольца) обратно на центр диска:
1. через мю-проводящий материал дна на мотор
2. через материал крышки, близко подходящей к втулке, к оси мотора
3. через длинный шлейф от мотора - срежьте под корень
4. через провода питания мотора, касающиеся или близко подходящие к ободу, к шине
Электро-изоляция для мю-тока не проблема, как и 2-3мм воздушные зазоры.
Железо не аналог электро-изолятора, а только "непроводник" мю-тока, тогда как для мю-излучения железо не препятствие, оно прозрачно и не поглощает мю-частицы!
Другая возможная причина - утечка мю-тока с обода через мю-проводящие крепления или ножки.
Возможно, на пути мю-тока к вашей цели стоит не проводящее мю-ток препятствие - например, железная шайба.
Советую начать с "медицинских" применений (для укрепления здоровья энергией Оргон), например: насыщения жилого помещения мю-частицами, зарядки питьевой воды, для вдыхания заряженного воздуха, выходящего из специально оставленных для этого щелей/отверстий под крышкой или над дном, а лучше из трубки, если приделаете сквозь обод алюминиевую трубку, а в центре крышки для засасывания воздуха сделаете отверстие под диаметр трубки. По отзывам пользователей, для оздоровления наиболее подходят обороты 8-9тыс./мин, т.е. годятся моторы на 5400 и 7200. Для возможности настройки на наиболее полезные обороты для вашего организма сделайте напряжение выхода стабилизатора (например LD1085V) регулируемым, начиная от 5-8в до максимума (13.8в или 16в в зависимости от типа вашей микросхемы), через переменный или подстроечный резистор под отвертку.
Для питания контроллера дома от сети ~220в вам понадобится небольшой Блок Питания на 1А и до 16в для LB11880 или до 18в для TDA5140A.
Моторы SCSI на 10тыс. и 15тыс. лучше подходят для применения в ДВС с целью получения чистого выхлопа, значительной экономии топлива, существенной прибавки мощности ДВС и для ускоренного насыщения питьевой воды Оргоном.
Авиамодельные контроллеры уступают по оборотам контроллерам на LB11880 и TDA5140A, например, моя вертушка на SCSI-15k с 6-ю дисками по 0.8мм, в автомобильном диапазоне напряжений, при работе от авиамодельного контроллера на 60А дает:
при 13.5в - 18500 об/мин,
при 14.5в - 19825 об/мин.

Успехов!

Вот схема для более мощного контроллера (годится не только для простых HDD-моторов, но и для SCSI-моторов), выполнена на TDA 5141AT (20 ножек, шаг 1.27мм), мне такие прислали с eBay.com (хотя заказывал TDA5141) - микросхема плоская, с очень короткими ножками, корпус неудобный для ручной пайки, лучше ищите TDA5141 на 18-ти ножках с шагом 2.5мм.
схема для тока до 2.3А
При использовании регулируемых стабилизаторов типа 1085, 1084, 1083 и других подобных
будьте внимательны - распиновка ножек отличается от 7805 и 7812:
левая - adj, средняя - out соединена с металлической подложкой, правая - in
Испытал схему на моторе SCSI-10k (3-х контактный, сопротивление обмоток по 1.1-1.2 Ома). Стопку дисков диаметром 95мм и общей толщиной 5.2мм спаянный контроллер раскрутил до 16300 об/мин. На вход подавал 18.9в (такой БП), на микросхему попадало 15.95в, ток разгона доходил до 1.6А, после разгона 0.9А, после прогрева мотора 0.8А. Это с открытой крышкой, в закрытой вертушке наверняка будет выше 16500 об/мин и ток не выше 0.7А. Для такой схемы нужен Блок Питания на 18в и ток хотя бы до 1.5А (лучше 2А или 2.5А). Годятся старые Блоки Питания (зарядки) от ноутбуков (некоторые модели имеют удобство: переключатель напряжения от 12в до 24в).

Из Волгограда, еще в декабре 2011, пришла интересная информация:
"... проводили эксперимент в лаборатории Политехнического университета, на установке, измеряющей октановое число бензина и цетановое число солярки. Так, вот что замечено: при воздействии мюшек на бензин и солярку постепенно растет октановое и цетановое число, причем у бензина значительно, у солярки менее заметно. Например, у АИ-80 октановое число в течение часа поднялось с 80 до 110. У АИ-92 за час выросло с 92 до 180, у АИ-95 за 50 мин. с 95 до 210. У солярки за 30 мин. цетановое число поднялось с 60 до 68. Дальнейший рост прекратился. Было замечено, что примерно через 2 часа эффект повышенного октанового и цетанового числа исчезает, но топливо приобретает, какое-то новое свойство."

Помощь на сезон экспериментов 2012г.
СуммаСпособГородСтрана
284962.50 рубMaestroКрасноярскРоссия
29$40 USDPayPalСанкт-ПетербургРоссия
30Ђ95.75 EUR PayPalSchorndorfGermany
314000 рубMaestroМоскваРоссия
323119.18 рубСберБанкСанкт-ПетербургРоссия
33$87.14 USDPayPalNew Zealand
344050 рубMaestroКраснодарский КрайРоссия
35313.50 рубЯндекс.ДеньгиКиевУкраина
36$50 USDPayPalХарьковУкраина

Контроллер на TDA5141AT:
Получены 16700-16750 об/мин в почти закрытой вертушке на основе мотора SCSI-10k (трёх-контактный, т.е. соединение катушек "треугольник"). Вертушка специально сделана с большими просветами для самоохлаждения мотора - широкими щелями: над дном 2мм и под крышкой 2мм, т.е. с обеих сторон обода, т.к. расчёт делался на длительную непрерывную работу (не выключая много дней, недель ...). Внутри 6 остро заточенных дисков диаметром 95мм толщиной по 0.8мм (стопка 4.8мм). Для питания контроллера специально переделан небольшой БП на 18в от сети ~220в (понижающий трансформатор + выпрямительный мостик на 3А + электролит на 1000мкф, два стабилизатора L7818 (по 1.5А) соединенных параллельно и еще один электролит 470мкф на выходе, БП выдержит до 3А), под нагрузкой вертушки держит 17.5в (после максимального разгона, т.е. на рабочем режиме, когда ток 0.75А - 0.8А, достаточно 17.2в чтоб обеспечить 16.0в на микросхеме контроллера). Радиатор контроллера греется до 50° (нормально), БП меньше, а мотор еще меньше. На контроллере имеется светодиод о наличии питания на самой микросхеме и двухпозиционный переключатель режимов работы:
1 - автоматический старт и разгон до 4750 об/мин при напряжении на микросхеме 4.84в и общем токе с БП до 1.5-1.6А (примерно в течение минуты) с постепенным падением тока до 0.2А,
2 - дальнейший автоматический разгон до максимума (напряжение на микросхеме плавно растёт до 16.04в), ток с 1.3А постепенно падает, на что уходит 1-2 минуты, далее постоянная работа при токе с БП 0.75А - 0.8А и 16500-16550 об/мин. Выход с БП 17.44в, т.е. при токе 0.8А имеем потребляемую с БП мощность 13.9вт, которая со временем немного падает, где-то до 13.6-13.7вт (это расход на нагрев контроллера + работу вертушки).
К контроллеру можно подключать 4-х контактный мотор (соединение катушек "звезда") - имеется 4-ый провод (к центру "звезды").
Через 20 мин испытаний в непроветриваемой комнате, где 28°, радиатор нагрелся до 54-55°. Заменил его на побольше (трёх-рядный, а на фото двух-рядный) - нагрев упал до 45°.
Возможна комплектация авиамодельным мощным (70А или 60А) контроллером с серво-тестером (серво-драйвером) на напряжение до 29в или 33в. Что позволит эксплуатировать вертушку при 20-25тыс.об/мин и выше (условие ограничения оборотов - излишний нагрев мотора - следите, чтоб не было больше 70-75°!). Будет приложен универсальный БП на 100вт (имеется переключатель от 12.5в до 24.9в, вход от ~100-240в 50/60гц и от прикуривателя автомобильной сети 10в-14.5в). Но старт и разгон полностью ручной - будете плавно давать ручкой серво-драйвера (ручка "газа"), чтоб не позволить току разгона подняться выше 3А! Кратковременно можно и 5А, и немного выше - но не рискуйте, слушайте шум разгона и в случае резкого завывания сразу убирайте ручку "газа" назад: провод обмоток мотора от компьютерного винчестера не рассчитан на такие токи, которые запросто может дать авиамодельный контроллер и сжечь обмотки мотора!
Вертушка годится для установки на большие стационарные объекты с открытым горением органического топлива: твердого, жидкого или газообразного, например, устанавливая вертушку непосредственно во входной воздуховод топки (перед зоной горения), а обод вертушки соединяя с алюминиевыми деталями конструкции. В случае жидкого топлива можно повторить способ, использованный на асфальтном заводе Одессы, т.е. "намагничивая" ёмкость с топливом.
Могу продать в хорошие умелые руки для серьёзных целей (не для "здоровья" и не для ДВС), но недешево (уж слишком много труда и времени затрачено ...) - договоримся. Советую комплект с надежным и мощным авиамодельным контроллером до 33в и до 60А. Жду предложений /20 января 2012/.
Контроллер и Блок Питания к нему
Универсальный Блок Питания
Контроллеры с серво-драйверами: на 70А до 29в (с BEC), и на 60А до 33в (без BEC, поэтому с отдельной подачей +5в)
Вертушка, вид сверху
Вертушка, вид сбоку
Вертушка, вид снизу
В течение непрерывной работы более 2-х часов (заряжал 3л воды) от авиамодельного контроллера на 60А при питании 18.83в, ток 1.1А, потребляемая мощность 20.7вт - 20675 об/мин. В теплой непроветриваемой комнате, где температура 28° тепла, низ мотора нагрелся до 40°, верхняя ось до 36°, универсальный блок питания до 44°. Т.е. спокойно можно подать побольше напряжения и получить 25тыс.
Вода из под крана, пропущенная через питьевой фильтр, приобрела вкус талого снега. Этот привкус через несколько часов пропал, но вода всё равно осталась другой, по ощущениям более густой, плотной и приятной на вкус, чистой.

Пора написать про дизель.
У людей сразу возникает вопрос на счет перегрева или увеличения давления в цилиндрах (как бы не запороть дорогостоящий двигатель!).
Да, было бы так, если бы процессы шли по "современной науке", а у нас всё идет наоборот, не как учит официальная физика, например:
- вместо повышения температуры - наоборот - понижение!
- вместо увеличения удара по цилиндрам во время вспышки топлива (по сути - взрыва) - наоборот звук мягкий, плавный, меньше шума.
Т.е. процесс горения уже не взрывной, а плавный, и ему нужно больше времени для полного сгорания, поэтому на бензине и газе делаем УОЗ очень ранним (взрыва или детонации не происходит).
С бензином и газом проще - мы сами поджигаем топливную смесь когда хотим (меняя УОЗ), а с соляркой плохи дела, т.к. принцип поджигания другой (само-взрыв):
цетановое число солярки увеличивается, т.е. смесь нужно еще сильнее сжать чтоб она вспыхнула (взорвалась), вот она и начинает гореть в конце цикла, возможно даже позже чем было, тогда времени на сгорание мало как и было, возможно еще меньше, топливо не всё сгорает, тем более что насыщенное мюшками оно медленнее горит, поэтому экономии нет, и выхлоп не сильно очищается (хотя эффект тоже есть). А тяга немного растет, т.к. солярка становится более калорийной, даже малая часть, которая успевает сгорать, дает больше энергии, чем обычная солярка.
И еще - уже несколько человек написали, что ставили вертушки на дизели. Экономии не заметили, но тяга выросла.
Через некоторое время эксплуатации клинит эл.мотор! Т.е. резкие удары (взрывы в цилиндрах) разрушают гидро-подшипник мотора вертушки.
В прошлом веке делали ДВС с калильными свечами. В них электрод массивный, покрытый катализатором, обычно это платина. Во время пуска ДВС на свечи подают ток, электрод накаляется и может поджигать смесь, потом после нагрева ДВС ток не подают, т.к. к следующему циклу массивный электрод не успевает остыть и сам поджигает смесь, притом в самый нужный момент (когда смесь готова к возгоранию) - т.е. автоматически определяется УОЗ. То что нам надо!
Такие ДВС на калильных свечах еще делают для авиамоделизма и планеров, правда, они бензиновые, двухтактные.
Конечно, такие исследования дизельных ДВС надо делать в заводских лабораториях - там можно будет штатные пусковые свечи со спиралью накала покрыть платиной (или поменять их на настоящие калильные свечи), и фазу впрыска солярки сделать раньше, чтоб смесь заранее ожидала подходящих условий и поджигалась сама когда созреет.
С открытым горением солярки проблем нет.

31.01.2012 погонял выше представленную вертушку SCSI-10k по всем переключаемым позициям напряжения универсального Блока Питания:
12 - 12.53в, 0.5А-0.6А, 13700 об/мин
15 - 15.54в, 0.7-0.8А, 16800 об/мин
16 - 16.59в, 0.8А, 13.2вт - 17900 об/мин
18 - 18.84в, 0.9А, 16.9вт - 20050 об/мин
19 - 19.49в, 1.0А, 19.5вт - 20535 об/мин
20 - 20.64в, 1.1А, 22.7вт - 22020 об/мин
22 - 22.66в, 1.3А, 29.4вт - 23800 об/мин
24 - 24.6в, 1.5А, 36.9вт - 25600 об/мин
Гонял по 2-3 мин, температура дна мотора на ощупь не более температуры пальцев рук, т.е. мотор чуть теплый.
БП не нагревался выше 35. А контроллер был почти холодным.
Потом запустил на 2 часа (насыщал мюшками 3л воды) на переключателе БП "18в". Т.к. именно это напряжение самое оптимальное для этой вертушки, конечно можно и 19в, разница небольшая.
Напряжение под нагрузкой 18.85в, ток 1.0А, мощность потребления 18.8вт, обороты сперва были 20400 (это после работы на 25600, возможно в пространстве висел невидимый мю-нейтринный вихрь, помогал), к концу 2-х часов упали до 20100 об/мин, температура БП около 33-34°, а дно мотора как тепло рук, не выше.
В этот же день вертушку посылкой EMS отправил в Красноярск, будем ждать хороших результатов.

Не пользуйтесь почтой EMS - подшипник вышел из строя, заклинил (видать жестко уронили или сильно ударили), хоть и застраховал на 30тыс.руб., а возникать нет смысла (не украли, коробку не раздавили) - но были странности: зачем-то сперва доставили в Москву (прямо противоположную сторону за 1000 км.), и только потом по назначению в Красноярск. Как правило, в интернете дату приема и др.данные отражают неверно! Доставляют долго, например, из Москвы ко мне 7 дней, туда 8 дней, вместо 3-4. Для сравнения: обычная наземная почта в Москву идёт 9-12 дней, содержимое пока не портили. EMS - гораздо дороже иностранных подобных почт, но рекламирует, что в эти цены заложены: вызов курьера на дом при отправке, бесплатная фирменная тара + упаковка и доставка получателю - в реальности, вызов курьера только юридическими лицами и только по предварительному платному договору, фирменных бесплатных коробок нет, приходится покупать где найдешь, например, на обычной почте.

Вот пояснительный чертёж к давно задуманному эксперименту по многократному повышению мощности вертушки: Мю-частицы из магнита ни в Запорожье, ни в Одессе дело до опытов с магнитом не дошло. Здесь в Набережных Челнах тоже вряд ли удастся собрать такую вертушку и испытать. Возможно, кто-то раньше меня испробует! Суть задумки: вращать диски в однородном магнитном поле постоянного магнита (с обеих сторон), где потоки мюшек многократно выше, что даст возможность дискам выхватывать мюшки прямо из магнитного поля и центробежной силой выбрасывать их на обод для сбора мюшек. Предварительные пробы подтвердили идею. Но... помните, что движение диска в неоднородном поле вызовет токи Фуко, которые будут мешать вращению, тормозить и разогревать диски! Поэтому ювелирно фиксируйте магнит (он не вращается). Диаметр отверстия в центре магнита не менее 26мм, внешний диаметр магнита не более 94мм, если использовать диски 25мм х 95мм и моторы стандартных компьютерных винчестеров (диаметр втулки 25мм), толщина магнита не так важна, но лучше потоньше, иначе всё не уместится на втулке мотора по высоте и придется ставить диски только с одной стороны магнита (лучше сверху, чтоб не влиять на магнитные полюса в роторе мотора), что для эксперимента тоже неплохо.
Интересен вариант с двумя магнитами и диском между ними:
Мю-частицы из 2-х магнитов Поправка к рисункам: чтоб зафиксировать диски прижимной шайбой сверху втулки, придётся заполнять втулку мотора по высоте, набирая уплотнительные кольца, которые бывают разной толщины (от 1.8мм до 5.5мм) и разного внешнего диаметра (от 29.2мм до 34.3мм), поэтому внутренний диаметр отверстия магнита надо подбирать чуть больше диаметра используемых колец, хотя бы на 1мм, чтоб вращающаяся втулка с уплотнительными кольцами не задевала неподвижный магнит, а взяв магнит с внутренним диаметром 35мм, вы сможете использовать все виды колец.
Успеха!
Замечание: в схеме питание логики микросхем от TDA5140A до TDA5145 можно не делать стабильным +5в, не добавлять отдельную линию на L7805, как я и делал раньше для TDA5140A, но в таком случае нельзя стартовать при напряжениях ниже 4в, т.к. для работы логики требуется в пределах от 4в до 18в. Испытания на TDA5141 с +5в на логике показали хорошую работу, вроде лучше, чем нестабильное напряжение логики (нарастающее при старте вместе с напряжением на силовую часть микросхемы).

Случайно на барахолке нашел подходящий мне по размерам магнит D84.3 х d34.7 х h15.1 Он от динамиков, бариевый, не сильный, так себе, но на первые пробы пойдёт. Подумал: удивительно повезло, ведь под него у меня как раз есть подходящая вертушка с очень высокой втулкой (24.3мм), мотор от SCSI-10k, полной высоты (два раза толще, чем обычные винчестеры). Редкость, попавшая ко мне года 3 назад!
Жаль одно: подшипники пострадали в Одессе от каменной пыли - стали сильней шуметь.
В общем, переделал имеющуюся вертушку SCSI-10k с 10-ю дисками по 84мм, стоящими через кольца, т.е. с воздушными промежутками - такой он и был как винчестер, я только заточил диски.
В этот раз поставил снизу 5 дисков по 0.8мм сплошной стопкой - итого 4.0 мм, все 9 колец по 1.84мм - вышло 16.6мм, это где магнит, и сверху 5 дисков толщиной 0.8мм - еще 4.0 мм. Получился зазор снизу магнита 0.8мм и сверху не менее 0.7мм. И осталось 0.3мм на прижим дисков и колец шайбой крепления с внешним диаметром 30.9мм. Как в аптеке! Подумал: этот магнит - просто "послание сверху".
25.02.2012 была готова вертушка с магнитом посередине, но при пробных пусках приходилось кратковременно придерживать вертушку за обод и ... разболелась голова, виски! Стало ясно - мощность идет приличная! На следующий день я испытал её на "зарядке" 3л воды в алюминиевой кастрюле в течение 1 часа. При пробе воды на вкус через 20 мин после начала был явный вкус талого снега, но после 1 часа был вкус просто очень чистой и очень-очень мягкой воды, вроде как мыльной, но без никакого вкуса, т.е. у неё другая вязкость и др.свойства (плотность, смачиваемость и т.п.). А вот действие оказалось сильным, даже на мой уже "закаленный" организм - после 50гр выпитой воды начались знакомые боли в висках, в голове, слегка подташнивало, сильный упадок настроения до самой ночи - видать в меня попала довольно большая доза мюшек. Раньше я заряжал воду точно так же, этой же вертушкой, но без магнита внутри, в течение более долгого времени, не менее 2-2.5 часов, пил без всяких заметных последствий по 100-150 и даже 200гр воды, по несколько раз в день - как захочется или когда вспомню.
Сейчас обороты вертушки около 20тыс. при напряжении с БП 17.14в и токе 1.9А (это 32.5вт - общая потребляемая мощность на контроллер, серво-драйвер и мотор вертушки). Шумит сильнее, чем без магнита - никак не отцентруешь его, т.к. оказалось, что ось магнитного поля не совпадает с геометрическим центром кольцевого магнита, а он уже прочно зафиксирован 4-мя винтами, 4-мя алюминиевыми клинами (пластинами) и намертво проклеен циакрином. В следующих вертушках надо придумать как отцентровать положение магнита при вращении дисков, т.е. совместить магнитную ось с осью вращения дисков (по минимуму шума, потребляемого тока и по максимуму оборотов).
Магнит серьезно увеличил производительность мюшек, возможно, в разы. И еще: без магнита вертушка примерно при тех же условиях давала около 18тыс.об/мин, а не 20. Т.е. наличие магнита, даже с магнитной осью, не совпадающей с осью вращения, не уменьшило обороты, а даже увеличило! Возможно, это из-за отсутствия воздушных зазоров между дисками. Нагрев всей вертушки был не более 40°.
Осталось найти серьезный большой объект с открытым горением и испытать.
Совет тем, кто имеет вертушки: приложите сверху на крышку любой круглый плоский магнит (с отверстием в середине или сплошной круг), Северным полюсом книзу, стараясь совместить ось вращения и магнитную ось. Прочно закрепите. Производительность вертушки заметно увеличится! Ну, а новые вертушки делайте уже с магнитом, хотя бы с одной стороны дисков.
Структура магнитного поля, изображенная в начале предыдущей страницы, подтверждается, да и сама теория тоже. /27.02.20012/.

Подправил схему специально для TDA5141 с 18-ю ножками, распечатать можно отсюда TDA5141.html.
/19.11.2012/ Подготовил схему для TDA5145, она с 28-ю ножками, распечатать можно отсюда TDA5145.html.

Подготовил еще одну вертушку.
Мю-частицы из 1-го магнита Она на моторе SCSI-15k, два остро заточенных диска по 0.8мм диаметром 95мм, между ними зажато примерно десятка два кругов алюминиевой фольги, через изоляторную бумагу и полиэтилен - всё из большого электролитического конденсатора (круги заготовил еще год назад, они вертелись в вертушке SCSI-15k на асфальтовом заводе в Одессе, пока выброс каменной пыли не заклинил мотор). Сверху над такой стопкой Северным полюсом к поверхности дисков с зазором 1.1мм расположил ферритовый магнит от динамика (D80.1 х d40.4 х h15.0). Магнит промагничен очень неравномерно, есть кучности, как бы отдельные полюса, поэтому возникают токи Фуко, мешающие сильно раскрутить диски, к тому же идет нагрев дисков и мотора. При 12.2в ток 1.8А (потом медленно падает на 1.7А), обороты 15950. При 15.16в ток 2.2А, обороты 18870 в мин. Шум гораздо ниже, чем от первой вертушки. Таким образом, есть две готовые вертушки для установки на объект с открытым горением жидкого топлива, нет только самих объектов ...
На первой вертушке стоит контроллер HK-80A (до 29.4в и рабочий ток 70А, в пределах 10 сек держит 80А), на второй: HK-60A (до 29.4в и рабочий ток 50А, до 10 сек держит 60А). Управление от серво-тестеров Turnigy. Питание от универсальных БП по 96ватт с переключаемыми напряжениями выхода (от 12в до 24в).
Вертушка SCSI-10k двойной высоты с магнитом между дисками
Вертушка SCSI-15k с магнитом сверху дисков

Есть продолжение: НЛО-тяга, само-раскрутка дисков.

/04.06.2012/ Спасибо читателю из Германии, заметившему в DataSheet-TDA5140A, TDA5141/TDA5141AT, что ножку 5/6 с сигналом PG-IN надо заземлять.
Это, и применение электролита для плавного нарастания напряжения питания микросхемы, снимают проблему плохого старта TDA.

/08.06.2012/ Тем, кто собрался паять контроллер на микросхеме TDA5145/TDA5145T:
она имеет 28 ножек, но в ней нет ножки с сигналом PG IN, за то есть дополнительные, из которых ножки 9, 10, 12, 18, 19, 21, 27 и 28 заземлить (новые BRAKE, DIR, RESET), а ножки 3, 4, 11, 20, 22 и 25 оставить висеть в воздухе. Вот стандартная основа разводки для печатной платы на планарный вариант микросхемы TDA5145T.pdf Обратите внимание, если сигнал DIR с Низкого сделать Высоким (на ножку 10 вместо "земли" подать "+питания", максимум до +18в), то вращение изменится на наоборот. Удобно поставить переключатель направления вращения (jumper). Не переключайте под напряжением питания!
/19.11.2012/ Подготовил схему для TDA5145, она с 28-ю ножками, распечатать можно отсюда TDA5145.html.
Содержание сайтов и моя почта